Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (02.11.2020 — 08.11.2020)

● В случае временного технологического присоединения, обязательства по обеспечению учета электрической энергии (мощности) возлагаются на сетевую организацию (письмо ФАС России от 30.10.2020 № СП/94816/20).
В письме ФАС России от 30.10.2020 № СП/94816/20 «О рассмотрении обращения» сообщается, в частности, что в соответствии с п. 53 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), при временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств.
Распределение между заявителем и сетевой организацией обязательств по выполнению мероприятий по временному технологическому присоединению, а также установление границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности осуществляются с учетом требований, установленных п. 53 Правил № 861.
Пунктом 25(5) Правил № 861 предусмотрено, что в обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению входит, в том числе обеспечение учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома и помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества.
Таким образом, в случае временного технологического присоединения, обязательства по обеспечению учета электрической энергии (мощности) возлагаются на сетевую организацию. Порядок компенсации таких затрат определен нормами Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.
Ссылка на документ: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● Утверждены требования к управляемому интеллектуальному соединению активных энергетических комплексов (приказ Минэнерго России от 30.06.2020 № 507).
Приказом Минэнерго России от 30.06.2020 № 507 «Об утверждении требований к управляемому интеллектуальному соединению активных энергетических комплексов» установлены требования к управляемым интеллектуальным соединениям активных энергетических комплексов, выполняемые субъектами активного энергетического комплекса, системным оператором, территориальными сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены объекты активных энергетических комплексов, а также собственниками или иными законными владельцами управляемых интеллектуальных соединений для обеспечения участия субъектов активного энергетического комплекса в пилотном проекте по созданию, функционированию и развитию активных энергетических комплексов.
Начало действие документа – 13.11.2020. Требования, утвержденные настоящим приказом, действуют по 31.12.2030.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2020 за № 60686.
Ссылка на документ: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● Минэнерго России подведены ежемесячные результаты мониторинга готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону 2020-2021 годов.
02-11-2020
В соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.05.2017 № 543, Министерством энергетики РФ осуществляется оценка готовности к работе в отопительный сезон субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее – субъекты электроэнергетики).
Департаментом оперативного контроля в ТЭК Минэнерго России в соответствии с Методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденной приказом Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 (далее – Методика), непрерывно в течение всего года проводится мониторинг выполнения субъектами электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон. Оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон по состоянию на 25.10.2020 проведена с учетом изменений, внесенных в Методику приказом Минэнерго России от 12.02.2020 № 87.
Результаты оценки опубликованы на официальном сайте Минэнерго России.
Источник: Посмотреть
● Дагестанское УФАС оштрафовало «Каспэнерго» на 4 млн. рублей.
05-11-2020
Дагестанское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) оштрафовало Каспийские электрические сети на сумму 4 млн. рублей
Как сообщили «АиФ Дагестан» в пресс-службе антимонопольного органа, «Каспэнерго» отказалось заключать договор с ООО «Электрон» на оказание услуг по передаче электроэнергии.
Дагестанское УФАС выдало Каспийским электрическим сетям предписание — прекратить нарушение антимонопольного законодательства и заключить договор. Однако это требование было проигнорировано.
По результатам рассмотрения дела в отношении «Каспэнерго», это предприятие было признано нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
За уклонение от заключения договора «Каспэнерго» оштрафовано на 3,9 млн. рублей, еще один штраф в размере 100 тыс. рублей предприятие получило за неисполнение предписания антимонопольного органа.
Источник: Посмотреть
● АО «СК Алтайкрайэнерго» не смогло оспорить штраф в 100 тыс. рублей за нарушение правил технологического присоединения к электросетям.
05-11-2020
Правомерность вынесенного Алтайским краевым УФАС России постановления о привлечении к административной ответственности сетевой компании подтвердила кассационная инстанция — Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень).
Наказание в виде штрафа АО «СК Алтайкрайэнерго» получило за уклонение от заключения договора на технологическое присоединение к электросетям жилого многоквартирного дома в г. Белокуриха.
Ранее, в Алтайское краевое УФАС с жалобой обратился владелец многоквартирного дома, расположенного в г. Белокуриха по адресу: ул. Бийская, 11/1. Купив данный объект в 2018 году, собственник написал заявление в сетевую организацию с просьбой о технологическом присоединение дома к электросетям. Однако в установленные законом сроки АО «СК Алтайкрайэнерго» не направило заявителю проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Сетевая компания объяснила свои действия наличием неисполненного договора на данный объект с предыдущим собственником, а новому владельцу предложила лишь заключить к нему дополнительное соглашение.
«Согласно закону «Об электроэнергетике»¹ каждый собственник объекта капитального строительства имеет право на заключение договора технологического присоединения с сетевой организацией», — пояснила начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий Управления Ольга Вихарева.
Ненаправление АО «СК Алтайкрайэнерго» проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям нарушает нормы одноименных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861².
За установленный факт нарушения АО «СК Алтайкрайэнерго» 22.08.2019 выдано представление об устранении допущенных нарушений, а также общество привлечено Алтайским краевым УФАС России к административной ответственности в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке. Однако арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили правомерность позиции антимонопольного органа, признав представление и штраф законными.
Справочно:
¹п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
² п. 3, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Источник: Посмотреть
● Двадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность решения Арбитражного суда Тульской области.
06-11-2020
Арбитражный суд Тульской области признал законными решение и предписание Тульского УФАС России о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья», в лице филиала «Тулэнерго», антимонопольного законодательства, путем формирования объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в интересах категории потребителей — «население», применяя к ним (бытовым потребителям, физическим лицам) порядка определения объема переданной электроэнергии, установленного Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, а не Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с заявлением о признании данного решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами филиала «Тулэнерго» и признал решение Арбитражного суда Тульской области, решение и предписание Управления законными и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Источник: Посмотреть
● Верховный Суд РФ напомнил о порядке продажи объектов электроснабжения, принадлежащих обанкротившейся организации (определение ВС РФ от 29.10.2020 № 307-ЭС20-9820).
Основные выводы, вытекающие из определения:
— Принадлежащие обанкротившейся организации объекты электроснабжения (ВЛ, ТП и др.) относятся к социально значимым объектам, в отношении которых законодатель предусмотрел специальный порядок их реализации в целях обеспечения баланса интереса конкурсных кредиторов (направленного на удовлетворение их требований за счет имущества должника), а также публичного интереса (связанного с сохранением статуса таких объектов).
— Пунктом 4 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) установлены особенности продажи социально значимых объектов, которая осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 110 указанного Закона. При этом покупатели обязаны обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнять иные установленные законом обязательства.
Гарантией последующего сохранения статуса объекта социального значения служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве, нарушение которых покупателем влечет за собой расторжение соглашения и договора купли-продажи объектов с передачей последних в собственность муниципального образования (п. 4.1, 4.2 ст. 132 Закона о банкротстве).
— В целях удовлетворения требований кредиторов за счет конкурсной массы должника объекты социальной инфраструктуры могут быть реализованы исключительно путем их продажи на торгах в форме конкурса с ограничением свободы экономической деятельности покупателя в отношении этих объектов.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● Верховный Суд признал законным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, вынесенное в отношении гарантирующего поставщика и сетевых организаций (определение ВС РФ от 02.11.2020 № 301-ЭС20-16353).
ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «ТНС энерго Марий Эл» и АО «Оборонэнерго» обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда 1-й инстанции оставлено без изменения. Арбитражный суд округа принятые по делу судебные акты оставил без изменения.
ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой указывало на нарушение обжалуемыми судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм права.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья ВС РФ пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, о чем вынес определение от 02.11.2020 № 301-ЭС20-16353.
Как следует из рассматриваемого определения Верховного Суда, согласно оспариваемому решению антимонопольного органа в действиях «МРСК Центра и Приволжья», общества «ТНС энерго Марий Эл» и общества «Оборонэнерго» выявлены нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в незаконном прекращении подачи электроэнергии на объекты Садоводческого некоммерческого товарищества «Мир» (далее – товарищества).
Признавая законным оспариваемое решение, суды исходили из того, что поскольку в рассматриваемом случае отдельные члены товарищества не имели задолженности по оплате потребленной электрической энергии, заявители были не вправе в одностороннем порядке ограничивать и прекращать поставку электроэнергии (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 8 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что введя ограничения режима потребления электроэнергии в адрес товарищества, названные организации злоупотребили своим доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии, что запрещено частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
● Верховный Суд РФ высказался на тему возможности доначисления НДС в отношениях по подключению к электрическим сетям (определение ВС РФ от 03.11.2020 № 309-ЭС20-9679).
В определении от 03.11.2020 № 309-ЭС20-9679 Верховный Суд, в частности, отметил, что в рамках договора на подключение к электрическим сетям, заключаемого с государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сетевая организация (исполнитель) вправе доначислить заказчику сумму НДС (с учётом увеличенного с 18 до 20% размера ставки НДС) только при наличии соответствующего соглашения сторон и только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
Источник: electricalnet.ru

