Санкт-Петербург
Выберите субъект Российской Федерации на карте:
или из списка:
Выберите субъект Российской Федерации из списка:
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Крым
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Севастополь
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика (Удмуртия)
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика - Чувашия
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область

Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (11.10.2021 — 17.10.2021)

16 Ноя. 2021
Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (11.10.2021 — 17.10.2021)

Упрощен порядок технологического присоединения садовых участков граждан к электрическим сетям (постановление Правительства РФ от 09.10.2021 № 1711).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.10.2021 № 1711 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» теперь владелец участка может сам подать заявку на подключение к электрическим сетям.

Коммуникации будут подводить непосредственно к участку садовода, а не только до границ СНТ.

Порядок касается граждан, подающих заявки на подключение энергопринимающих устройств мощностью не более 15 кВт.

Начало действия документа – 23.10.2021.

Ссылка на документ: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● В Госдуму внесен законопроект о переносе на 2024 год срока возможного привлечения к административной ответственности гарантирующих поставщиков и сетевых организаций за неустановку электросчетчиков (проект Федерального закона № 543-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Согласно законопроекту с 1 января 2024 года вступит в силу отдельная норма, устанавливающая ответственность за невыполнение обязанности по осуществлению установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, в отношении должностных и юридических лиц.

Штрафные санкции предусматриваются в размерах, установленных в настоящее время частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Ссылка на законопроект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● 14 октября 2021 года ФАС России на портале проектов НПА разместила проект приказа «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, на 2022 год».

Проектом приказа ФАС России предельные минимальные и максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на первое полугодие 2022 года сформированы с учетом пункта 11(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства России от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), то есть не превышают аналогичных показателей, установленных на 2 полугодие 2021 года приказом ФАС России от 12.10.2020 № 991/20.

Необходимо отметить, что Федеральным законом № 480-ФЗ внесены изменения в абзац 24 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которым ФАС России устанавливает предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность) на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны. Таким образом, начиная с 2022 года указанные предельные уровни тарифов отражают исключительно территории, не связанные с Единой энергетической системой России, то есть не включают неценовые зоны оптового рынка (Республика Коми, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область). В Калининградской области и Еврейской автономной области ранее устанавливались предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Учитывая отсутствие изолированных электроэнергетических систем, для Калининградской области и  Еврейской автономной области на 2022 год не устанавливаются предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках.

Рост предельных максимальных уровней тарифов во 2 полугодии 2022 года ко 2 полугодию 2021 года не превышает индекс роста цен на электрическую энергию (мощность), предусмотренный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в размере 4,7% по всем субъектам Российской Федерации, за исключением Республика Алтай (11,7%), Забайкальского края (29,8%), Красноярского края (29,9%), Томской области (7,7%).

Разработчик – ФАС России

Процедура – независимая антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта

ID проекта: 04/15/10-21/00121126

Ссылка на проект: Посмотреть

Источник: Посмотреть

● Минэнерго России намерено утверждать один вариант схемы и программы развития электроэнергетики.

12-10-2021

Минэнерго России намерено утверждать один вариант схемы и программы развития электроэнергетики (СИПР) с приложением по всем субъектам РФ, регионам нет необходимости предлагать свои варианты СИПР, сообщил Павел Сниккарс на пленарной сессии Всероссийской тарифной конференции ФАС «Реализация концепции долгосрочного тарифного регулирования».

Он напомнил, что Министерство разработало проект федерального закона, призванный усовершенствовать систему перспективного планирования в электроэнергетике и установить единые для всех принципы и требования к планированию и проектированию развития электроэнергетических систем.

«У нас возникают вопросы с порядком формирования схемы и программы развития электроэнергетики на уровне регионов. Помимо варианта, согласованного «Системным оператором», предлагаются региональные варианты СИПР», – отметил замглавы Минэнерго.

 

«Ситуация должна серьёзно измениться и у нас будет один разработанный «Системным оператором» вариант СИПР с приложением по всем субъектам Российской Федерации, который будет утверждать Министерство энергетики», – подчеркнул Павел Сниккарс.

Источник: Посмотреть

● ФАС разъяснила региональным органам регулирования как не допустить нарушений при установлении тарифов.

13-10-2021

Участники специализированной сессии Всероссийской тарифной конференции пришли к единому мнению, что лучше предотвратить правонарушение, чем устранять его последствия.

В целях снижения нарушений при установлении тарифов ФАС разработала рекомендации для региональных органов регулирования, которые позволят снизить количество предписаний об исключении необоснованных средств из тарифов.

Напомним, что 12 октября 2021 года статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский сообщил, что в 2021 году антимонопольная служба предписала исключить более 5,62 млрд. рублей необоснованных средств из тарифов (https://fas.gov.ru/news/31544).

Сотрудники Управления регионального тарифного регулирования ФАС России совместно с представителями органов власти субъектов РФ, общественных организаций и предпринимательского сообщества детально проанализировали итоги контрольно-надзорной деятельности и выработали рекомендации по предотвращению нарушений.

Как отметил начальник Управления Алексей Воронин, прежде всего в экспертном заключении должны содержаться ссылки на документы, которые приняты к учету по тому или иному экономическому показателю. Помимо этого, в случае отклонения заявки регулируемой организации необходимо его обосновать.

Также в экспертном заключении стоит отразить результаты сглаживания необходимой валовой выручки на будущие периоды регулирования. Если этого не будет сделано, то ФАС России будет фиксировать нарушение законодательства.

Еще одной важной рекомендацией антимонопольного ведомства является анализ исполнения мероприятий инвестиционной программы, особенно финансируемых за счет «тарифного источника». При проведении контрольно-надзорной деятельности ФАС России проверяет наличие такого анализа.

Органам регулирования необходимо внимательно выбирать метод при установлении тарифов. Если организация соответствует критериям метода сравнения аналогов, то следует использовать именно его, так как он позволяет эффективно оценивать затраты регулируемых организаций.

В завершение Алексей Воронин сообщил, что сотрудничество и взаимодействие ФАС России и региональных органов тарифного регулирования является залогом прозрачной, эффективной, понятной потребителям и инвесторам системы тарифообразования.

Источник: Посмотреть

● ФАС рассказала об изменениях в тарифном регулировании электросетевого комплекса в 2022 году.

13-10-2021

В частности, речь идет о новом порядке распределения перекрестного субсидирования.

Особенности функционирования электросетевого комплекса в 2022 году, а также подходы к тарифному регулированию услуг по передаче электроэнергии и распределению перекрестного субсидирования (ПС) стали одной из ключевых тем Всероссийской тарифной конференции.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев рассказал о системных решениях по справедливому распределению ПС в электросетевом комплексе. Так, в июле 2021 года был разработан проект приказа ФАС России, утверждающий Методические указания по расчету величины и ставки ПС, учитываемых в тарифах на услуги по передаче электроэнергии для промышленных потребителей.

Ожидается, что в 2022 году распределение ПС будет осуществляться исключительно в соответствии с указанными Методическими указаниями. А с 2025 года планируется установить запрет на утверждение отрицательной ставки ПС, который позволит сделать его распределение полностью равномерным.

Помимо этого, по мнению службы, для сокращения ПС необходимо утвердить на уровне Правительства РФ стратегическую дорожную карту для каждого региона страны. При этом ФАС России считает, что при перераспределении объемов ПС важно не допустить необоснованного роста цен на электроэнергию для населения.

Также в ходе мероприятия обсуждалось внедрение эталонов при расчете тарифов на передачу электроэнергии. В частности, в 2022 году антимонопольная служба планирует внести в Правительство РФ проект правительственного постановления о применении эталонов при формировании операционных расходов сетевых организаций при установлении тарифов на передачу электроэнергии. Ожидается, что его принятие позволит сократить разброс значений удельных расходов на содержание электросетей.

Также Дмитрий Васильев рассказал и о работе ведомства по синхронизации подходов к тарифному регулированию. Так, антимонопольная служба разработала и планирует внести в Правительство РФ проект правительственного постановления о введении с 2022 года расчетной предпринимательской прибыли в области регулирования электросетевого комплекса. При этом спикер пояснил, что учет такой прибыли в необходимую валовую выручку сетевых организаций не может стать основанием для превышения предельных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, утвержденных ФАС России.

Источник: Посмотреть

● Андрей Максимов: «Объём предложения электроэнергии в рамках работы будущей системы низкоуглеродных сертификатов может составить более 400 млрд. кВт*ч».

15-10-2021

Генерирующие компании в рамках работы будущей системы низкоуглеродных сертификатов могут предложить более 400 млрд. кВт*ч электроэнергии, сообщил директор Департамента развития электроэнергетики Андрей Максимов на сессии «Система взаимного признания: сертификация и организация оборота углеродных единиц в России» на РЭН-2021.

Низкоуглеродный сертификат – это электронный документ, выдаваемый по факту производства электроэнергии на объектах с низким углеродным следом (СЭС, ВЭС, ГЭС, АЭС). Его получение будет правом, но не обязанностью владельцев электростанций. Минэнерго разработало законопроект об обращении таких сертификатов.

«По нашей оценке, объём низкоуглеродной энергии, который готовы предложить генерирующие компании в рамках работы будущей системы «зелёных» сертификатов – более 400 млрд. кВт*ч. Спрос сегодня меньше этих объёмов, поэтому ажиотажа при запуске системы не ожидаем. Также подчеркну, что для её функционирования необходимо создать систему верификации и единый реестр с целью подтверждения происхождения электроэнергии», – сказал Андрей Максимов.

Он напомнил, что механизм обращения «зелёных» сертификатов в России должен быть простым и будет базироваться на тех же самых принципах, по которым работают международные системы и стандарты. В настоящее время такие системы действуют более чем в 70 странах мира, причём в большей части стран работают национальные системы, рассказал глава Департамента.

«Второй принцип – это свобода обращения с точки зрения объёмов и с точки зрения цены. Понятно, что критерий предельного объёма – это физическая выработка электроэнергии. Критерий цены – это свобода договора, мы понимаем, что через рынок сертификатов не будут проходить основные деньги, это вспомогательный элемент, чтобы стороны нашли друг друга. Цели сделать систему обязательной не было», – добавил Андрей Максимов.

Он подчеркнул, что интеграция этой системы в законодательство действительно важна для защиты потребителей и производителей – как с точки зрения определения низкоуглеродных сертификатов как товара, так и порядка их оборота.

Источник: Посмотреть

 ПАО «Россети Северо-Запад» оштрафовано на 300 тыс. рублей по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ за нарушение правил техприсоединения.

12 октября 2021 года Карельское УФАС России признало ПАО «Россети Северо-Запад» виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и наложило на сетевую организацию административный штраф в размере 300 тысяч рублей.

Как следует из рассматриваемого постановления, в адрес Карельского УФАС России 03 августа 2021 года поступило заявление гражданина с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составлял 6 месяцев со дня его заключения.

Сроки технологического присоединения императивно закреплены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии…, утвержденных постановлением Правительства России от 27.12.2004 № 861, и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не мог превышать 6 месяцев.

В связи с нарушением срока выполнения мероприятий по технологического присоединению, а также ввиду повторности совершенного правонарушения, Карельское УФАС признало ПАО «Россети Северо-Запад» нарушившим ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ и наложило административный штраф в размере 300 тыс.  рублей.

Ссылка на постановление УФАС: Посмотреть

● Верховный Суд указал на обязанность гарантирующего поставщика учесть при расчетах за электроэнергию, поставленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, «отрицательные» величины разницы между объемом электрической энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, образовавшиеся в предшествующих расчетных периодах (определение ВС РФ от 12.10.2021 №  305-ЭС21-10221).

ЗАО «Балашихинская электросеть» (Гарантирующий поставщик) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Управляющая компания Павлино» (далее – Компания) о взыскании 1,9 млн. руб. задолженности по договору энергоснабжения.

Суд первой инстанции иск гарантирующего поставщика удовлетворил. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда 1-й инстанции без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Компания обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой об их отмене.

12 октября 2021 года Верховный Суд  отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд 1-й инстанции (определение от 12.10.2021 №  305-ЭС21-10221).

Как следует из судебных актов, между Гарантирующим поставщиком и Компанией заключен договор энергоснабжения, согласно которому Гарантирующий поставщик обязался продавать Компании через присоединенную сеть электрическую энергию (мощность) в объеме и количестве, определенном договором, а Компания обязалась оплачивать электрическую энергию (мощность).

Неисполнение Компанией обязанности по своевременной оплате электроэнергии, поставленной Гарантирующим поставщиком с мая 2018 года по март 2020 года в многоквартирный дом Компании на общедомовые нужды (ОДН), послужило основанием для обращения Гарантирующего поставщика в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суды трех инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения Компании от обязанности оплатить электроэнергию, поставленную Гарантирующим поставщиком на ОДН.

Отклоняя возражения Компании об обязанности Гарантирующего поставщика учесть при расчетах с Компанией в последующих периодах «отрицательную» разницу между объемом электрической энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом электрической энергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, образовавшуюся в предыдущем расчетном периоде, суды указали, что образование указанной «отрицательной» разницы является основанием для неначисления бытовым потребителям платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН, так что эта величина учитывается при предъявлении к оплате бытовым потребителям в следующем расчетном периоде. При этом суды указали, что пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства России от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), не устанавливается обязанность ресурсоснабжающей организации учитывать «отрицательную» разницу между указанными объемами потребления в последующих расчетных периодах.

Отменяя вышеуказанные судебные акты нижестоящих инстанций, Верховный Суд со ссылкой на  определение Судебной коллегии ВС РФ от 27.06.2019 № 303-ЭС18-24912 указал на то, что при определении на основании подпункта «а» пункта 21(1) Правил № 124 размера обязательства исполнителя по оплате коммунального ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в текущем периоде, объем, определенный по показаниям общедомового прибора учета, подлежит уменьшению на величину «отрицательной» разницы, образовавшейся в предшествующем расчетном периоде между объемом электрической энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть

 

Источник:https://electricalnet.ru/blog/obzor-izmenenii-rossiiskogo-zakonodatelstva-v-sfere-elektroenergetiki-11102021-17102021

Другие новости:
Процесс технологического присоединения к инженерным сетям переводят в электронный вид
Процесс технологического присоединения к инженерным сетям переводят в электронный вид
Минстрой России переводит в электронный вид процесс подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к системам теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. Соответствующий документ размещён на...
Использование систем накопления энергии может быть эффективно в целях экономии на технологическом присоединении
Использование систем накопления энергии может быть эффективно в целях экономии на технологическом присоединении
Использование систем накопления энергии (СНЭ) может быть эффективно не только с точки зрения выравнивания нагрузки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) или распределения нагрузки по часам суток,...