Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (14.09.2020-20.09.2020)
● Обновлены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приказ Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр).
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» обновлены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки, в том числе индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета электроэнергии.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета электрической энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Также утверждены форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета электроэнергии, порядок его заполнения.
Признан не подлежащим применению аналогичный приказ Минрегиона России от 29.12.2011 № 627.
Приказ Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020 за № 59849.
Ссылка на документ: Посмотреть
Источник: Посмотреть
●Внесены изменения в Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (приказ ФАС России от 10.09.2020 № 828/20).
Приложения № 1 и № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, дополняются стандартизированными тарифными ставками на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), введенными приказом ФАС России от 22.06.2020 № 560/20 в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.
Иные стандартизированные тарифные ставки, предусмотренные Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, используемые для расчета выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения, также приводятся в соответствие с новой редакцией Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.
Ссылка на документ: Посмотреть
● 17.09.2020 открыт для публичных обсуждений проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденные приказом ФАС России от 30.09.2015 № 900/15».
Проект приказа предусматривает изменение порядка и подходов при расчете регулируемых цен (тарифов) и их предельных уровней на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
Целью изменений является стимулирование использования ВИЭ на розничных рынках электрической энергии.
Проектом приказа установлено, что расчет долгосрочных цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, атакже расчет долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, производится:
— методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в случае установления долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, впервые включенных в схему и программу развития субъектов Российской Федерации до 1 мая 2021 года (за исключением квалифицированных генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 823 после 31 декабря 2020 года), приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, по истечении срока возврата инвестированного капитала, а также произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами;
— методом экономически обоснованных расходов (затрат) в случае установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, по истечении срока возврата инвестированного капитала, за исключением вышеуказанных случаев.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/02/09-20/00108403
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
●Игорь Артемьев: ФАС удалось установить справедливый порядок распределения объемов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.
18-09-2020
Об этом говорится в Докладе о состоянии конкуренции за прошлый год, выпущенном ФАС России.
Одним из наиболее важных достижений в сфере электроэнергетики в 2019 году стало принятие Федерального закона от 02.08.2019 № 300-ФЗ, лишившего органы регулирования возможности самостоятельно принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) без согласования с ФАС России.
Законом установлен защитный механизм, обеспечивающий корректировку тарифов в случае их превышения органом регулирования до уровня предельного минимального, утвержденного приказом ФАС России в соответствующем субъекте РФ.
Также документом введен новый институт тарифного регулирования – соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности («регуляторный контракт» или «регуляторное соглашение»), которое заключается между регулируемой организацией и региональным регулятором на срок не менее 5 лет.
Принятые законом изменения направлены на совершенствование проконкурентных механизмов контроля, что, прежде всего, позволит обеспечить защиту интересов потребителей и сдержать рост тарифов на электрическую энергию.
Особую роль в утверждении принципов единого экономического пространства для крупного и среднего бизнеса сыграло принятие постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 № 1450. Постановление установило справедливый порядок распределения объемов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе, что позволит сдерживать необоснованный рост региональных тарифов, а также исключить межтарифную дискриминацию и соблюсти баланс интересов потребителей всех уровней.
В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» по подключению к электроснабжению Россия за три года переместилась на 7 позицию с 29-й. Такого уровня доступности энергетической инфраструктуры по сравнению с 2016 годом удалось достичь за счет совместной работы ФАС России с представителями федеральных органов власти по созданию дополнительных льготных условий для некоторых видов потребителей. В частности, речь идет о представителях малого и среднего бизнеса. Также этот прорыв был во многом обеспечен за счет реализации «дорожных карт» по повышению доступности энергетической инфраструктуры¹ и трансформации делового климата ².
В рамках реализации этих планов мероприятий было принято более 20 НПА, по 7 из них, в том числе по двум федеральным законам, главным исполнителем cтала ФАС России, а по остальным ведомство стало ответственным соисполнителем.
«Сократились количество этапов, необходимых для получения доступа к электрическим сетям, и сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению. При этом стоимость такого присоединения уменьшилась», — заявил руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
В 2019 году также началось внедрение механизма ценозависимого снижения потребления электроэнергии. Его суть заключается в ограничении потребления в пиковые часы нагрузки за счет участия в этом процессе потребителей, за что и агрегатор, и его потребители получают плату. В июне прошлого года состоялись первые отборы агрегаторов спроса, в результате которых цена на услугу снизилась на 39,5%, а объемы выросли до 336 МВт в 3 квартале 2020 года по сравнению с 50 МВт в 2019 году.
Приоритетной задачей ведомства в области электроэнергетики является развитие конкурентных и проконкурентных механизмов. В частности, планируется принять комплекс НПА, направленных на совершенствование антимонопольного контроля за манипуляциями на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Также ФАС России выступает с инициативными предложениями по совершенствованию тарифного регулирования, направленными на создание и поддержание единого экономического пространства, а также улучшение условий ведения бизнеса в стране. Так, ведомство считает необходимым:
— ввести мораторий (запрет) на любые дополнительные надбавки к ценам (тарифам);
— рассмотреть возможность создания более крупных «сетевых котлов», обеспечивающих единый тариф на территории нескольких субъектов РФ;
— принять решение о заморозке объемов перекрестного субсидирования и график его снижения на горизонте 10 лет, а также правила справедливого (равномерного) распределения перекрестного субсидирования по различным уровням напряжения;
— ввести «эталонный» принцип формирования долгосрочных тарифов для территориальных сетевых организаций в целях снижения межрегиональной тарифной дифференциации;
— обеспечить обязательный тарифный аудит при реализации национальных проектов для оптимизации тарифных решений и снижения нагрузки на бизнес;
— провести цифровизацию сферы тарифного регулирования, чтобы сделать принятие решений и подготовку экспертных заключений органами регулирования более прозрачными.
Справочно: ¹ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р.
² Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р.
Источник: Посмотреть
●ФАС поставила точку в споре Котовской ТЭЦ и тарифного органа Тамбовской области в сфере электроэнергии.
16-09-2020
Благодаря решению ведомства регулируемая организация получит экономически обоснованный тариф для дальнейшего содержания электросетевого оборудования.
В августе 2020 года ООО «Котовская ТЭЦ» направила жалобу в ФАС России в связи с решением Управления по регулированию тарифов по Тамбовской области. Ранее тарифный орган сообщил компании об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год¹.
Управление основывало свои доводы на том, что у общества в целом по двум уровням напряжения сумма протяженностей линий составляла 20,78 км, а также отсутствовало соединение каждого трансформатора с линиями двух уровней напряжения (входящей и исходящей).
«Критерии ТСО (отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям) не предусматривают обязательного наличия у регулируемой организации линий, протяженностью не менее 15 км по каждому классу напряжения, а также о необходимости соединения каждого трансформатора с линиями двух уровней напряжения, — пояснила начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина. – Таким образом, орган регулирования неправильно истолковал положения законодательства».
В результате Комиссия ФАС России предписала Управлению по регулированию тарифов по Тамбовской области отменить уведомление² и установить тарифы для ООО «Котовская ТЭЦ» в определенные законодательством сроки (до 31 декабря 2020 года).
Справочно: ¹на основании несоответствия п. 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184.
²об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.
Источник: Посмотреть
● Верховный Суд признал недействительным приказ и незаконными действия по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (определение ВС РФ от 14.09.2020 № 309-ЭС20-13178).
АО «Екатеринбургская электросетевая компания» (АО «ЕЭСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Свердловское УФАС обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой,ссылаясь на существенное нарушение норм права, просило отменить судебные акты и в удовлетворении требований отказать.
Определением от 14.09.2020 № 309-ЭС20-13178 Верховный Суд РФ отказал антимонопольному органу в удовлетворении кассационной жалобы на основании нижеследующего.
Как усматривается из судебных актов, по результатам рассмотрения заявлений Гайнуллина А.М. и ООО «Техномаркет» Свердловское УФАС приказом возбудило в отношении АО «ЕЭСК» дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в несоблюдении требований к составлению акта неучтенного потребления электрической энергии. Считая приказ и действия по возбуждению антимонопольного дела незаконными, АО «ЕЭСК» обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии у Свердловского УФАС правовых оснований для возбуждения в отношении АО «ЕЭСК» дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Судебные инстанции исходили из того, что до издания оспариваемого приказа и составления заключения внутриведомственной правовой экспертизы на возбуждение дела, ООО «Техномаркет» и Гайнуллин А.М. отозвали заявления (жалобы) в отношении АО «ЕЭСК». При этом акт неучтенного потребления аннулирован сетевой организацией до возбуждения дела, не породил каких-либо последствий и интересы потребителей не ущемил.
Таким образом, суды пришли к выводу, что издание Свердловским УФАС оспариваемого приказа и совершение оспариваемых действий в отсутствие правовых и фактических оснований само по себе нарушает права и законные интересы АО «ЕЭСК».
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
● Верховный Суд оставил в силе штраф 600 тыс. руб., наложенный на ОАО «ИЭСК» (определение ВС РФ от 15.09.2020 № 305-ЭС20-11575).
Сетевая организация ОАО «ИЭСК» обратилась в арбитражный суд 1-й инстанции с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Иркутского УФАС России, а также о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 05.04.2019 по жалобе на указанное постановление.
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного окружного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО «ИЭСК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты и требования удовлетворить.
Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО «ИЭСК», о чем вынес определение от 15.09.2020 № 305-ЭС20-11575.
Как усматривается из судебных актов, постановлением Иркутского УФАС ОАО «ИЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), а также в нарушении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке Новикова И.В. На сетевую организацию наложен штраф в размере 600 тыс. руб.
Решением ФАС России жалоба ОАО «ИЭСК» на указанное постановление оставлена без удовлетворения.
Считая ненормативные акты управления и ФАС России незаконными, сетевая организация обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отказывая в удовлетворении требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив несоблюдение ОАО «ИЭСК» порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Суды указали, что подача Новиковым И.В. заявки без приложения копии договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользованияДНТ «Петровская слобода» свидетельствует о намерении осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств непосредственно, без использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
При таких обстоятельствах, требование сетевой организации о предоставлении Новиковым И.В. копии договора, предусматривающего предоставление права пользования инфраструктурой и иным имуществом общего пользования, в том числе объектами электросетевого хозяйства ДНТ «Петровская слобода», нарушает пункт 11 Правил № 861.
Таким образом, Верховный Суд отметил, что меры для соблюдения требований, за нарушение которых ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ОАО «ИЭСК» приняты не были, и сетевая организация правомерна привлечена к административной ответственности Иркутским УФАС по указанной статье КоАП РФ.
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
Источник: Электрические сети в Системе