Обзор изменений Российского законодательства в сфере электроэнергетики (19.07.2021 — 25.07.2021)
Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (приказ Ростехнадзора от 18.06.2021 № 221).
Приказом Ростехнадзора от 18.06.2021 № 221 «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» признан утратившим силу вышеуказанный приказ в связи с приведением правовой базы Ростехнадзора с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 85.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2021 за № 64317.
Начало действия документа – 31.07.2021.
Ссылка на документ: Посмотреть
● Урегулированы вопросы заключения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности (постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1231).
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1231 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения долгосрочных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что долгосрочные двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, производимых на генерирующих объектах, которые не были включены в прогнозный баланс на 2010 год, и потребляемых энергопринимающими устройствами, введенными в эксплуатацию с 1 января 2011 г., заключаются между участниками оптового рынка, функционирующими на территории Дальневосточного федерального округа, и должны соответствовать следующим требованиям:
— энергопринимающие устройства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, введены в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов с объемом финансирования свыше 300 млрд. рублей и максимальная мощность таких энергопринимающих устройств в соответствии с документами о технологическом присоединении превышает 300 МВт;
— объем мощности, подлежащей поставке по договору, составляет не менее 108 МВт в отношении каждого месяца поставки;
— соотношение объемов электрической энергии и мощности (коэффициент оплаты мощности), поставляемых по долгосрочному двустороннему договору за расчетный период, определяемое как отношение суммарного объема электрической энергии (выраженного в МВт*ч) к суммарному объему мощности (выраженному в МВт), равно отношению количества часов в расчетном периоде и величины 1,2, если объем мощности, подлежащей поставке по договору, не превышает 180 МВт, и равно сумме величины, равной отношению количества часов в расчетном периоде и величины 1,5, и величины, равной отношению произведения 30 и количества часов в расчетном периоде к объему мощности, подлежащей поставке по договору, в иных случаях;
— указанный в абзаце первом настоящего пункта договор заключен на срок не менее 20 лет.
Цена на мощность в долгосрочных двусторонних договорах на очередной период регулирования не должна превышать предельный максимальный уровень регулируемых цен (тарифов), который ежегодно устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Цена на электрическую энергию в долгосрочных двусторонних договорах не должна превышать минимальную из следующих величин:
— предельный максимальный уровень регулируемых цен (тарифов), который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов ежегодно, не позднее 1 декабря;
— увеличенный в 4 раза тариф на электрическую энергию, установленный для поставщика электрической энергии по долгосрочному двустороннему договору.
Долгосрочный двусторонний договор должен содержать условие о выплате одной стороной указанного договора другой стороне денежной суммы за отказ от исполнения обязательств, возникших из долгосрочного двустороннего договора, в размере более половины стоимости годового объема электрической энергии и мощности, подлежащих поставке по долгосрочному двустороннему договору, определенной по регулируемым ценам (тарифам), установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов для генерирующего объекта, с использованием которого предполагается поставка электрической энергии и мощности по долгосрочному двустороннему договору.
Участники оптового рынка, заключившие долгосрочный двусторонний договор, должны уведомить об этом организацию коммерческой инфраструктуры. Порядок направления участниками оптового рынка уведомлений о заключении долгосрочного двустороннего договора, уведомлений о ежемесячных объемах поставки электрической энергии и мощности и формы таких уведомлений устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Уведомление о заключении долгосрочного двустороннего договора должно содержать информацию об объемах электрической энергии и мощности, подлежащих поставке по долгосрочному двустороннему договору, о дате начала и периоде поставки электрической энергии и мощности по долгосрочному двустороннему договору.
При формировании прогнозного баланса на очередной период регулирования в части определения объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности по заключенным долгосрочным двусторонним договорам, начиная с периода регулирования, следующего за периодом, в котором такие договоры заключены, ФАС России по каждому участнику оптового рынка, заключившему такие договоры, помимо совокупного объема производства (потребления) электрической энергии и мощности, указывает, в том числе помесячные объемы электрической энергии и мощности, поставляемые по таким договорам, на основании информации, предоставленной организацией коммерческой инфраструктуры.
Начало действия документа – 03.08.2021.
Ссылка на документ: Посмотреть
● 22 июля 2021 года Правительство РФ одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».
Проект закона направлен на исключение (уточнение) отдельных положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», утративших актуальность с учётом сложившейся практики, а также совершенствование порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в части обеспечения надёжности и качества электрической энергии.
Законопроект одобрен Правительством РФ 22 июля и будет внесен в Государственную Думу в установленном порядке.
Источник: Посмотреть
● 20 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в части совершенствования системы перспективного планирования в электроэнергетике)».
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования системы перспективного развития и прогнозирования в электроэнергетике для своевременного обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности и повышения эффективности планирования развития электроэнергетических систем.
В настоящее время планирование развития электроэнергетики осуществляется в рамках генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, схемы и программы развития Единой энергетической системы России (далее – СиПР ЕЭС России), утверждаемой Минэнерго России, и схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации (далее – СиПР субъектов РФ), разрабатываемых и утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) в действующей редакции не содержит требований к планированию развития электроэнергетических систем. На законодательном уровне не определен четкий перечень и статус документов перспективного развития электроэнергетики, не закреплены основополагающие принципы планирования развития электроэнергетики и требования, предъявляемые к организации и осуществлению данной деятельности, ее результатам и их учету (применению), в том числе в процессе инвестиционного планирования в сфере электроэнергетики и при принятии решений по вопросам строительства (реконструкции) объектов энергетической инфраструктуры.
Также неурегулированными являются вопросы разработки документов перспективного развития электроэнергетики. В настоящее время полномочия по разработке документов перспективного развития электроэнергетики распределены между Минэнерго России, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системным оператором и органами власти субъектов Российской Федерации. Отсутствие в Законе об электроэнергетике положений, однозначным образом определяющих лицо, непосредственно разрабатывающее соответствующие документы перспективного развития электроэнергетики и несущее ответственность за результат, приводит к размыванию указанных функций, их некачественному и неэффективному выполнению.
Решение проблем, накопленных в последние годы в сфере перспективного развития электроэнергетики, требует восстановления централизованной системы планирования перспективного развития в электроэнергетике и определения на законодательном уровне единых базовых требований к планированию и проектированию развития электроэнергетических систем России.
Законопроект направлен на решение указанных задач и предусматривает определение и регламентацию в Законе об электроэнергетике новой системы перспективного развития электроэнергетики, включая:
1. Установление исчерпывающего перечня документов перспективного развития электроэнергетики, к которым относятся генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, утверждаемая Правительством РФ, и схема и программа развития электроэнергетических систем России, утверждаемая Минэнерго России.
2. Сохранение за органами исполнительной власти субъектов РФ полномочий по рассмотрению проекта СиПР электроэнергетических систем России.
3. Определение основных требований к разработке документов перспективного развития электроэнергетики.
4. Централизованное проектирование развития энергосистем системным оператором (АО «СО ЕЭС»). В целях этого законопроектом предусмотрено возложение на системного оператора функций по:
— разработке документов перспективного развития электроэнергетики;
— разработке и выбору технических решений по обеспечению выдачи мощности, организации внешнего электроснабжения, обеспечению возможности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации в случаях, установленных Правительством РФ;
— формированию, поддержанию в актуальном состоянии и раскрытию (предоставлению) на безвозмездной основе другим лицам информационных и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем;
— участию в разработке и оценке возможности и эффективности применения инновационных решений и перспективных технологий производства, передачи электрической энергии (мощности) и управления электроэнергетической системой.
5. Проведение общественного обсуждения разрабатываемых документов перспективного развития электроэнергетики, что позволит обеспечить открытость и прозрачность данной деятельности, обеспечить участие в разработке программных документов широкого круга представителей организаций энергетического сообщества.
6. Наделение Правительства РФ и уполномоченного им федерального органа исполнительной власти полномочиями по разработке и принятию подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для перехода на новую модель планирования перспективного развития электроэнергетики и реализации законопроекта.
Возложение на системного оператора обязанностей по централизованному проектированию развития энергосистем позволит осуществить интеграцию на базе указанной организации информационного, методического, научно-технического обеспечения разработки документов перспективного развития, обеспечить адресное поддержание и развитие соответствующих компетенций, оптимизировать организацию деятельности по разработке документов перспективного развития электроэнергетики и повысить ее эффективность, обеспечить согласованность документов перспективного развития электроэнергетики различного уровня и их взаимоувязку с техническими решениями, принимаемыми в рамках иных деловых процессов (в том числе, при проведении долгосрочных отборов мощности, технологическом присоединении к электрическим сетям и выводе объектов электроэнергетики из эксплуатации).
Это также позволит освободить генерирующие компании и заказчиков соответствующих инвестиционных проектов от необходимости разработки схем выдачи мощности, схем внешнего электроснабжения и технико-экономического обоснования по выводу из эксплуатации для крупных объектов, требующих проработки общесистемных решений.
Реализация предусмотренных законопроектом положений о раскрытии (предоставлении) информационных и перспективных расчетных моделей энергосистемы обеспечит равноправный доступ заинтересованных организаций к технологически сложным моделям энергосистемы и, как следствие, позволит снизить издержки субъектов отрасли на проектирование.
При этом финансирование выполнения системным оператором указанных функций предполагается с использованием существующей системы договорных отношений и расчетов на оптовом и розничных рынках электрической энергии, а именно — в рамках оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Помимо выполнения системным оператором функций по проектированию развития в отношении всех энергосистем России, включая технологически изолированные, законопроектом также предусматривается переход к системному оператору с 01.01.2024 всех функций по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 02/04/07-21/00118216
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● 23 июля 2021 года открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
Проект постановления разработан на основании Доктрины энергетической безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2019 № 216, и Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р, и включает в себя оценку текущего состояния топливно-энергетического комплекса, вызовы, стоящие перед энергетикой Российской Федерации, приоритеты и цели государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, ключевые результаты государственной программы по итогам реализации ее второго этапа (2022 – 2024 гг.), а также задачи реализации государственной программы, направленной на социально-экономического развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза
ID проекта: 01/01/07-21/00118385
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● 23 июля 2021 года Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрический энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, по вопросам повышения доступности энергетической инфраструктуры».
Разрабатываемый проект постановления направлен на повышение доступности энергетической инфраструктуры, а также на совершенствование порядка заключения договора технологического присоединения и порядка оплаты услуг технологического присоединения.
Разработчик – Минэнерго России
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта
ID проекта: 02/07/07-21/00118321
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● 23 июля 2021 года ФАС России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Разрабатываемый ФАС России проект затрагивает отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и направлен на совершенствование порядка установления равных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Разработчик – ФАС России
Процедура – публичные обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта
ID проекта: 01/01/07-21/00118371
Ссылка на проект: Посмотреть
Источник: Посмотреть
● За резерв мощности придется платить меньше, но промышленники недовольны.
19-07-2021
Минэнерго отказалось взимать предоплату за неиспользованную электросетевую мощность в размере 60%, снизив эту цифру до 15%. Однако потребители из числа крупных промышленных предприятий опровергли информацию о том, что это решение было с ними согласовано, пишет газета «Коммерсант».
Промышленники намерены обратиться к вице-премьеру РФ Александру Новаку с просьбой отказаться от идеи оплачивать резерв.
Между тем, уже известны детали нового решения о 15%, которое может вступить в силу уже в 2022 году. Согласно документу, резерв мощности будут оплачивать только те предприятия, которые не используют более 40% зарезервированной электроэнергии. В Минэнерго отмечают, что документ – это результат компромисса, которого удалось достичь с промышленниками.
Однако в «Сообществе потребителей энергии» утверждают, что никакого компромисса достигнуто не было, вопрос об оплате резерва мощности до сих пор остается открытым. Идеальный вариант – полостью отказаться от взимания платы. Тем более, что такой подход может привести к росту коммунальных платежей, ведь затраты будут заложены в тарифы на ту же воду и отопление. При этом представители крупных предприятий убеждены, что в Минэнерго не стали брать в расчет негативные последствия такого решения, которое, по их мнению, однозначно требует пересмотра.
Источник: Посмотреть
● Верховный Суд признал, что АО «Региональные электрические сети» законно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (определение ВС РФ от 19.07.2021 № 304-ЭС21-10503).
АО «Региональные электрические сети» (АО «РЭС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об отмене постановления Департамента по тарифам Новосибирской области (далее – Департамент) о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства» (далее – Учреждение).
Решением арбитражного суда 1-й инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, АО «РЭС» просило отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.
Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества (определение ВС РФ от 19.07.2021 № 304-ЭС21-10503).
Как следует из судебных актов, оспариваемым постановлением Департамента Общество привлечено к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования при заключении с Учреждением договора об осуществлении технологического присоединения объекта (школы) к электрическим сетям.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. При этом суды исходили из того, что Общество нарушило требования порядка ценообразования, поскольку самостоятельно определило ставку платы за технологическое присоединение, не предоставив Учреждению право выбора такой ставки; доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования при расчете платы за технологическое присоединение, не представлено.
В силу абз. 7 п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (в ред., действовавшей на момент заключения сторонами договора техприсоединения), п. 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 № 209-э/1¹, лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет менее 10 км, и максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет менее 670 кВт. Выбор ставки платы осуществляется заявителем на стадии заключения договора об осуществлении технологического присоединения. В случае, если заявитель не выбрал вид ставки, сетевая организация вправе самостоятельно выбрать ставку и произвести расчет размера платы за технологическое присоединение.
¹Документ на настоящий момент утратил силу
Ссылка на определение ВС РФ: Посмотреть
Источник: https://electricalnet.ru/