Санкт-Петербург
Выберите субъект Российской Федерации на карте:
или из списка:
Выберите субъект Российской Федерации из списка:
Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Адыгея
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Крым
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Севастополь
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика (Удмуртия)
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика - Чувашия
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область

В России нарастает риск постепенного разрушения централизованной единой энергосистемы

22 Янв. 2021
В России нарастает риск постепенного разрушения централизованной единой энергосистемы

21 января 2020 года состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по энергетике на тему: «Введение мер, ограничивающих уход потребителей с оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ): за и против», на котором участники высказывались о причинах и следствиях для ЕЭС роста распределенной генерации.

В текущей модели оптового и розничных рынков создано искусственное привилегированное положение менее эффективной розничной генерации, что стимулирует потребителей оптового рынка к переходу на распределенную/розничную генерацию. Это обусловлено двумя основными причинами: нерыночные надбавки на оптовом рынке и перекрестное субсидирование в электрических сетях.

Так, при прогнозной нерегулируемой цене мощности 1 МВт пикового потребления в 1ЦЗ в 2021 году 920 тыс. рублей за МВт/мес., цена КОМ составляет около 175 тыс. рублей (19%). При этом доля мощности в структуре одноставочной цены ОРЭМ (≈ 2,34 руб./кВтч) составляет около 53% (≈ 1,24 руб./кВтч). Таким образом, для потребителя розничной генерации выгодна даже небольшая скидка к средневзвешенной цене мощности оптового рынка.

Согласно расчетам НП «Совет рынка», в 54 субъектах для потребителей на среднем (35 кВ) и высоком (110 кВ и выше) уровнях напряжения в 2020 году было экономически эффективным строительство собственной распределенной генерации со сроком окупаемости 7–10 лет. Именно на этой группе потребителей, зачастую, сосредоточена перекрестка в сетевом тарифе.

Уход потребителей оптового рынка на распределенную/розничную генерацию провоцирует рост цен для оставшихся потребителей. Так, уход 1 ГВт потребления приводит к росту цен для оставшихся оптовых потребителей до 1,5%. Создаются условия для нового «витка» ухода потребителей с оптового рынка и рост цен, что создает риск постепенного разрушения централизованной единой энергосистемы.

Все это создает неверные экономически сигналы. Более того, такое искусственное привилегированное положение розничной генерации не подтверждается ее эффективностью – розничная генерация значительно менее эффективна по УРУТ (400 г/кВтч против 306,2 г/кВтч в ЕЭС России по итогам 2019 г., 220 г/кВтч на передовых образцах ПГУ).

Набирает также масштаб бизнес по установке потребителями малой генерации на базе микротурбинных, газопоршневых/газотурбинных установок (в числе производителей Caterpillar, MWM, CUMMINS, FG Wilson, General Electric, Mitsubishi Heavy Industries, SDMO и другие).

Очевидно, что объемы такой малой генерации будут только нарастать. Как эта генерация будет встроена в энергосистему – пока непонятно. Проблему ухода в неэффективную розничную генерацию необходимо решать путем снятия тех искусственных условий, за счет которых такая генерация получила развитие.

В первую очередь, нужно очистить оптовый рынок от надбавок. Необходимо оптимизировать количество и размер надбавок (оставить надбавки на продолжение реализации уже принятых инвестиционных решений на оптовом рынке (КОММод, ДПМ), которые направлены на обеспечение надежности электроснабжения потребителей. Остальные надбавки должны быть ликвидированы, новые надбавки не должны вводиться.

В качестве возможных мер «очистки» оптового рынка от надбавок «Совет производителей энергии» предлагает:

— переложить надбавки (все или часть) на федеральный/региональные бюджеты;

— поменять модель оптового рынка в направлении развития конкуренции: снять имеющиеся ограничения на цену РСВ, ликвидировать механизм РД, что будет способствовать развитию механизма Свободных двусторонних договоров, который в условиях волатильности цен позволяет потребителям на длительном горизонте хеджироваться от резких скачков цен, а производителям компенсировать затраты на модернизацию и строительство объектов генерации;

— перенести действующие надбавки на уровень розничного рынка и собирать их в сетях;

Данный механизм имеет международный опыт (Германия, Дания и Польша) и позволит создать равные условия не только для участников оптового и розничных рынков, но и для розничных потребителей, независимо от наличия распределённой генерации.

Кроме того, чтобы обеспечить встраивание распределенной генерации в экономику электроэнергетики, необходимо нормативно закрепить требование об установке интеллектуального учета для такой генерации, а также обязать сетевую компанию в регионе или ГП собирать и публиковать помесячные объемы выработки такой малой генерации в регионе.

Источник: www.eprussia.ru

Другие новости:
Методика расчетов нагрузок (мощности) технических условий на основании нормативных документов для жилых многоквартирных домов
Методика расчетов нагрузок (мощности) технических условий на основании нормативных документов для жилых многоквартирных домов
Как информировал портал ЕРЗ.РФ, первый вице-премьер Правительства РФ Андрей Белоусов на днях провел совещание по совершенствованию свода инвестиционных правил Регионального инвестиционного стандарта. По его итогам ведомствам поручено...
В Ленинградской области подключены к новому газопроводу две деревни
В Ленинградской области подключены к новому газопроводу две деревни
9 сентября 2021 года состоялся ввод в эксплуатацию нового газопровода протяженностью 2,3 км в Волосовском районе Ленинградской области. Это позволит газифицировать 80 домов в поселке...